» » » Государственная политика РФ в области добровольчества

Государственная политика РФ в области добровольчества

рубрика: Законодательство | 0 | Рейтинг:

Государственная политика РФ в области добровольчества
В Российской Федерации развивается законодательство, механизмы общественной и государственной поддержки добровольчества. Этим процессам содействует активность гражданских институтов и их сотрудничество с органами власти. На местном уровне, в ряде муниципальных образований и в ряде субъектов федерации, стимулируется создание и развитие инфраструктуры поддержки добровольческих инициатив граждан. Этому же процессу содействуют и глобальные международные проекты, участником которых является Россия (Универсиада – 2013 в г. Казани, ХХII Олимпийские зимние игры и ХI Паралимпийские зимние игры – 2014 в г. Сочи, Чемпионат мира по футболу в 2018 г.).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[5] предусматривает содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности. В контексте этого документа с 2009 года реализуется Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации[6].

«Основными принципами реализации задач содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества определены партнерское взаимодействие государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества на федеральном уровне и в регионах, а также активизация механизмов самоорганизации участников благотворительной деятельности и саморегулирования благотворительных организаций»[7].

Основные ориентиры на механизмы поддержки добровольчества предлагает Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации:

· Налоговые механизмы, в т.ч. налоговые льготы в отношении благотворительной деятельности физических лиц и добровольцев, налоговые льготы в отношении корпоративных благотворителей, налоговые льготы в отношении некоммерческих, в том числе благотворительных организаций, устранение барьеров в предоставлении благотворительной помощи физическим лицам;

· Развитие механизмов бюджетной и имущественной поддержки благотворительной деятельности;

· Развитие механизмов общественно-государственного партнерства;

· Развитие механизмов информационно-консультационной и образовательной поддержки;

· Развитие института социальной рекламы;

· Развитие системы подготовки кадров;

· Распространение лучшей практики поддержки благотворительной деятельности.

Этим же документом определяется основная цель государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности – активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» Министерству экономического развития РФ поручено проведение:

– конкурсного отбора субъектов РФ для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

– конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета.

Организационно-техническое и информационное обеспечение конкурсных отборов осуществляется Департаментом стратегического управления (программ) и бюджетирования (начальник Департамента – Шадрин А.Е.)

1. Представляемая для участия в конкурсе программа должна содержать комплекс мероприятий по одному или нескольким из следующих блоков:

1) оказание информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) выявление, обобщение и распространение лучшей практики реализации проектов социально ориентированных некоммерческих организаций;

3) содействие привлечению социально ориентированными некоммерческими организациями труда добровольцев.

2. Целевой группой, на решение проблем которой должна быть направлена программа, представляемая для участия в конкурсе, являются социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по одному или нескольким видам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 311 Федерального закона «О некоммерческих организациях»:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Основной нормативной правовой базой, на которой основана добровольческая деятельность и деятельность организаций, привлекающих труд добровольцев, поддерживающих добровольческие инициативы в Российской Федерации, являются следующие документы:

1. Документы Российской Федерации:

· Конституция Российской Федерации;

· Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

· Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

· Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

· Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

· Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

· Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (новая редакция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 997-р);

· Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»;

· Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662;

· Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р, а также, законы РФ, принятые в ходе реализации плана мероприятий этой Концепции и соответствующие им законы субъектов Российской Федерации.

2. Международные акты:

· Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

· Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

· Всеобщая Декларация Добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий – International Association for Volunteer Effort (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев).

· Резолюция A/RES/56/38 «Рекомендации о поддержке добровольчества», принятая Организацией Объединенных Наций 10.01.2002 года.

С 2008 года в ряде субъектов федерации органами власти принимаются концепции, ориентированные на поддержку и развитие добровольчества. Начало этому процессу и детально проработанные правовые основания, в т.ч. для развития терминологической базы, предложил город Санкт-Петербург (см. Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 гг., п. 2. «Основные понятия, используемые в Концепции»[8]).

Поделитесь с друзьями!
Для комментирования заполните поля формы ниже или авторизуйтесь с помощью социальных сетей:
 

Отправить ответ

avatar